Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 16:35

Детский сад № 44 "Колокольчик"  

ул.Ворошилова 127-А тел. 8(4967)37-83-90 E-mail detskijsad44@yandex.ru

Заведующий - Голубцова Лариса Викторовна

Дни приема: понедельник, среда, пятница с 15.00 до 18.00

  

                                                                      
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Афиши
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у дошкольников. Автор - воспитатель Меркулова Н.В.

Влияние нетрадиционных  техник рисования на  развитие творческих способностей у дошкольников

Наталья Владимировна Меркулова, воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

                                                                  « … Это правда! Ну, чего же тут скрывать?

                                                                  Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                 На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                И в трамвае на окне…» 

                                                                                                                Э. Успенский

                 Мы живем в информационном обществе, где происходят стремительные научные открытия во всех областях знаний, интенсивно развиваются информационно-коммуникативные средства, где знания и умения человека быстро устаревают и человек должен сам постоянно учиться. Подобного рода исторические перемены общественной жизни привели к тому, что разнообразие форм жизни и свобода выбора в изменяющемся мире своего жизненного пути стали нормой человеческого существования.

Вот почему уже в детском саду воспитателям необходимо формировать  креативные черты личности детей, стремление к познанию нового.

А как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
                 Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, она имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития детей. При создании образа на бумаге, в лепке у ребёнка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие.Атакже мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

                 Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, его самовыражения.  В.С. Мухина отмечает, что «…изобразительная  деятельность, оказывает специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам».
С самого раннего возраста у детей появляется интерес к рисованию.    

             Наблюдая, как родители, старшие братья, сёстры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются что-либо изобразить. Но, естественно, им не хватает художественных навыков, а в семье учат рисовать редко. Поэтому одна из задач педагога- научить разнообразным техникам и приёмам изобразительной деятельности, чтобы разбудить потребность детей к художественному самовыражению и творчеству, чтобы рисование вызывало чувство радости и удовлетворения, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя художником.

      Н. П. Сакулина  говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения»,     т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Итак,  организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует:

1.Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

2.Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря

 3.Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).

4.Развитию  мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.

5.Развитию тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

6.Состоянию успеха. «Я могу! У меня получилось!»

Вот некоторые из техник нетрадиционного рисования, которые с успехом можно применять как в детском саду, так и дома, с родителями:

  - Рисование жесткой полусухой кистью
         Способ получения изображения: на кисть набирается краска (вода практически не используется) и прикосновением ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности.

- Рисование пальчиком
       Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла: рисование ягод, гроздей; хаотическое заполнение листа цветными пятнами- рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

- Рисование ладошкой
         Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья).

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

- Оттиск печатками из картофеля (печатка)
        Печатки из картофеля делаются так: разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

- Оттиск поролоном
         Способ получения изображения: ребенок прижимает кусок поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

- Оттиск смятой бумагой
       Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет меняются блюдца и смятая бумага.

- Восковые мелки (свеча)+акварель
      Способ получения изображения: ребенок (или воспитатель) рисует восковыми мелками (или свечой)  изображение на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 - Монотипия предметная
        Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения также складывая лист.

   - Черно-белый      граттаж
       Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью накрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    - Кляксография
       Способ получения изображения: ребенок набирает толстой кистью, разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги,  осторожно встряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

   - Набрызг
        Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и тихонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой – краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.

- Отпечатки листьев
       Способ получения изображения: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем  прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения оттиска. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью, а особенно с использованием нетрадиционных техник рисования – это важное средство развития личности дошкольника, его творческих способностей. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности. Творческий процесс - это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что даже  ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому…
         «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В. А. Сухомлинский)                              

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.  1-2 часть.- М., 2007 г.

2.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.
 - Пенза, 2006 г.

3.КазаковаТ.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. -М., 2004 г.

4. Соломенникова О.А. Радость творчества. - М., 2006г.ЛыковаИ.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки». - М.,2007г.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. - М., 2011 г.

6. Румянцева, Е.А. Необычное рисование. - М., 2006г.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки». - М.,2007г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Коваленко (09.12.2014)
Просмотров: 2672 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz