Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 02:08

Детский сад № 44 "Колокольчик"  

ул.Ворошилова 127-А тел. 8(4967)37-83-90 E-mail detskijsad44@yandex.ru

Заведующий - Голубцова Лариса Викторовна

Дни приема: понедельник, среда, пятница с 15.00 до 18.00

  

                                                                      
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Афиши
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование музыкально-дидактических игр и игровых приёмов в развитии творческих способностей дошкольников. Автор - Ивлева Е.Е.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Ивлева Елена Евгеньевна, музыкальный руководитель МДОУ ЦРР 

- детский сад № 44 «Колокольчик» г. Серпухов

                                                   «Дошкольный возраст чрезвычайно важен для

дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Если в процессе музыкальной деятельности будет

сформировано музыкально-эстетическое сознание,

это не пройдет бесследно для последующего

 развития человека, его общего духовного становления».

                                                                                                                         Радынова О.П.

Пора дошкольного  детства – наиболее  благоприятный период  для  формирования первоначальных способностей детей,   дающий возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе к формированию музыкальных способностей.

От взрослых людей, окружающих ребёнка, их культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, который достигнет ребенок. Заботясь о всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым  каждого ребенка. От взрослых, и только от них, зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

         Актуальность развития творческих способностей  детей  вызвана тем, что перспективность личности в современном мире определяется её креативностью, которая становится всё более очевидной задачей образования. Человек, вовлечённый в творчество, способен воспринимать мир не только с помощью слов и интеллекта, но и на основе интуитивного познания. [8, с.63] «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет австрийский композитор и педагог К.Орф, - задача педагога – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка». [1, с.21]

Известный психолог-гуманист К.Роджерс по этому поводу высказался так: «Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница между теми, кто просто умный, и теми, кто умён и умеет творить». [8,с.63]

         Каждый взрослый должен знать и помнить, что все дети от природы музыкальны. От педагога-музыканта требуются разнообразные знания и умения в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Важным моментом  в работе музыкального руководителя  становится выбор методов обучения. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности  дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

         Ценность музыкально-дидактических  игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Основная и важнейшая цель  использования  музыкально-дидактических  игр  и игровых упражнений с детьми дошкольного возраста -  развитие   творческих способностей дошкольников и последовательное  приобщение их  к музыкальному искусству. [9, с.4]

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - создание предметно-развивающей среды и условий для формирования у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь дошкольникам разобраться в средствах музыкальной выразительности; побудить их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, воспитание  гармоничной личности. [5, с.6-12]

Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников – Н.А.Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки. Применение наглядных пособий в работе с дошкольниками имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия требуют привлечения вспомогательных, «немузыкальных» средств. Б.М..Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». [6, с.3-4]

Разнообразные по содержанию и красочно оформленные пособия по музыкально-дидактическим играм  привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку. Систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры могут быть представлены не только наглядными методическими пособиями,  но так же каким-либо процессом – например, движением, пением  и какой-либо ситуацией – например, драматизацией в соответствии с развитием музыкальных образов. [2, с.57]

Дидактические игры на музыкальных занятиях применяются с раннего возраста. Основным материалом для малышей становятся игрушки и детские музыкальные инструменты. Постепенно появляются  музыкальные игрушки, большее наименование музыкальных инструментов, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения. [5, с.6]

Во всех видах деятельности непосредственно образовательной области  «Музыка» (пение, слушание,  музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) могут  и должны быть использованы музыкально-дидактические игры или игровые приёмы.

Основная задача в процессе пения – заинтересовать детей, привить им любовь к вокальному исполнению. Создать эмоциональную настроенность детей, направить её на процесс освоения мелодии помогают игровые распевки А.Евтодьевой. Они включают в себя два образа, две музыкальные фразы на  звучание голоса в разных регистрах. Наглядность и образность картинок к этим распевкам помогает  детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Благодаря такому игровому распеванию развивается образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильно выбранного голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Дети  начинают чисто интонировать мелодию, развивается дикция, артикуляция, дыхание в пении, формируется самоконтроль и умение анализировать своё пение и пение товарищей. [4, с.6] Использование музыкально-дидактических игр   в сочетании с попевками из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной развивает музыкальность у дошкольников и подготавливает их к обучению пению по нотам. [3, с.3] Для активизации памяти у детей применяются различные игровые приёмы. Дети учатся петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без него, «по ролям».

В процессе музыкально-ритмических движений   развивается музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма ребёнка. Через игру, в занимательной игровой ситуации активно развивается и обогащается двигательная реакция детей, движения выполняются легко и непринуждённо. Играя, дети  увлекаются  самим процессом движения под музыку. Ведь давно известно: если ребёнку интересно, то  гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства. Чтобы научить детей  чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Так же помогают  и печатные музыкально-дидактические игры, используемые во время слушания. [5, с.6-12]

Игра на музыкальных инструментах - очень интересный и увлекательный вид деятельности. Но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация. В игре на звуковысотных  музыкальных  инструментах развиваются музыкально-слуховые представления, в дальнейшем помогающие в воспроизведения мелодии по слуху, активизируется детская фантазия. [3, с.3]

Использование пальчиковых игр на музыкальных занятиях направлено на развитие у дошкольников чувства  ритма,   дикционной  моторики   речи,     выразительно-речевого  интонирования, координации движений,   образно-ассоциативного мышления,   воображения.

Коммуникативные игры, используемые в музыкальном воспитании,   помимо становления доброжелательных отношений между детьми, помогают развитию музыкального  слуха, выразительности движений, ориентировке в пространстве, производят радостные положительные эмоции.       

В  играх на музыкальных занятиях перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы музыкально-дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Использование музыкально-дидактических игр   помогает в работе с детьми, разнообразит  занятия, побуждает детей к творчеству и приобщает их к прекрасному миру музыки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М. – Л., 1970, с. 21.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в

    детском саду. - М.: Просвещение, 1983, с.57.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М.: Музыка, 1985, с 3.

4. Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать играя. Методическое и практическое

               пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. Калуга,

               2007, с. 6.

5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М.:

    Просвещение, 1982, с.6-12.

6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании

    Дошкольников. - М.: Просвещение, 1986, с.3-4.

7. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание  

    дошкольников. – М.: Просвещение, 1994, с. 7.

8. Тютюнникова Т. Снова о наболевшем.  Музыкальный руководитель 2008, № 1, с. 63.

9. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста -

    М.: Айрис-пресс, 2005, с.4.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Савина (05.01.2014)
Просмотров: 4119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz